Маркетри.
Художественное маркетри.
Картинное маркетри.
________________________________________________
Чтобы не создавать новые странички, данный раздел будет постоянно пополняться на одной этой страничке.
________________________________________________
Определение слова - маркетри, каждый интересующийся может без труда найти в интернете.
А вот некоторые моменты, которые отсутствуют в нете или намеренно искажаются или недоговариваются я прокоментирую.
Итак, прежде всего, картинное маркетри, это совершенно новое и отличное направление от художественного маркетри.
Схематично это можно представить так:
Маркетри - это общее название в области декоративно прикладного искусства.
Далее в этой области идет разветление, одно из них - художественное маркетри.
Верх художественного маркетри - переходит в новое направление - картинное маркетри.
Прошу не путать картинное маркетри с пано выполненным в технике маркетри.
Пано в маркетри это передача изображения с помощью - текстуры, фактуры и изъянов(например сучок) дерева. Пано можно сравнить с концепткаром в автомобилестроении. Мало кто из мастеров маркетри может и работает в этой технике, еще меньше тех, кто может это понять и достойно оплатить. Поэтому мастера, которые работают в этом направлении делают это для себя, для собственного развития и для души.
_______________________________________________
Маркетри - один из самых дорогих, эллитарных и древних видов декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, это единственный вид искусства, который никогда, т.е. с глубокой древности и до сих дней, не спускался с олимпа эллитарности. Однако, справедливости ради, надо сказать, что отдельные проявления этого искусства, все же проникли в масовое производство, но не более.
В целом же, высокохудожественные произведения этого искусства, и по сей день остаются недоступными даже, для так называемого, среднего класса. Это 100% произведения искусства эллит класса.
Художественное маркетри.
Картинное маркетри.
________________________________________________
Чтобы не создавать новые странички, данный раздел будет постоянно пополняться на одной этой страничке.
________________________________________________
Определение слова - маркетри, каждый интересующийся может без труда найти в интернете.
А вот некоторые моменты, которые отсутствуют в нете или намеренно искажаются или недоговариваются я прокоментирую.
Итак, прежде всего, картинное маркетри, это совершенно новое и отличное направление от художественного маркетри.
Схематично это можно представить так:
Маркетри - это общее название в области декоративно прикладного искусства.
Далее в этой области идет разветление, одно из них - художественное маркетри.
Верх художественного маркетри - переходит в новое направление - картинное маркетри.
Прошу не путать картинное маркетри с пано выполненным в технике маркетри.
Пано в маркетри это передача изображения с помощью - текстуры, фактуры и изъянов(например сучок) дерева. Пано можно сравнить с концепткаром в автомобилестроении. Мало кто из мастеров маркетри может и работает в этой технике, еще меньше тех, кто может это понять и достойно оплатить. Поэтому мастера, которые работают в этом направлении делают это для себя, для собственного развития и для души.
_______________________________________________
Маркетри - один из самых дорогих, эллитарных и древних видов декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, это единственный вид искусства, который никогда, т.е. с глубокой древности и до сих дней, не спускался с олимпа эллитарности. Однако, справедливости ради, надо сказать, что отдельные проявления этого искусства, все же проникли в масовое производство, но не более.
В целом же, высокохудожественные произведения этого искусства, и по сей день остаются недоступными даже, для так называемого, среднего класса. Это 100% произведения искусства эллит класса.
Рождение маркетри.
Искусство маркетри берет свое начало в глубокой древности и вероятнее всего зародилось в Малой Азии.
Первые изображения в этой технике появляются в Галикарнасе во дворце короля Мавсола(примерно 350 год до Р.Х.), этот тип маркетри получил название - интарсия(в Италии и до сего дня маркетри так и называют - intarsio). Этот тип маркетри - интарсия, получил широкое развитие в Римской империи.
Первая используемая техника получила название - tarsia certosina. Эта техника состояла из двух частей. Сначало вырезался рисунок из тонких пластин дерева, который в свою очередь, вклеивался в вырезанные основания в главном предмете.
После падения Римской империи, постепенно терялся и этот метод художественного выражения. Однако, благодаря тому, что в некоторых местах Италии это техника была сохранена, в 14 веке этот вид искусства возродился и начал быстро распространяться.
Самый известный в тот период мастер этой техники практиковал в Тоскане. Благодаря ему техника маркетри получила развитие и стала называться - tarsia geometrica. От старой техники она отличалась тем, что вырезанный рисунок наклеивался сверху и покрывал всю поверхность изделия, а не вставлялся в предварительно вырезанные углубления.
Во времена правления венгерского короля Сигизмунда(1368-1437),при его дворе работали известные итальянские мастера маркетри Пелегрино ди Терму и Менетто Амманатини, которые имели тесную связь с Италией и могли развивать новую технику. Однако, после смерти этого монарха, настал период хаоса и деятельность этих мастеров сошла на нет.
Первые изображения в этой технике появляются в Галикарнасе во дворце короля Мавсола(примерно 350 год до Р.Х.), этот тип маркетри получил название - интарсия(в Италии и до сего дня маркетри так и называют - intarsio). Этот тип маркетри - интарсия, получил широкое развитие в Римской империи.
Первая используемая техника получила название - tarsia certosina. Эта техника состояла из двух частей. Сначало вырезался рисунок из тонких пластин дерева, который в свою очередь, вклеивался в вырезанные основания в главном предмете.
После падения Римской империи, постепенно терялся и этот метод художественного выражения. Однако, благодаря тому, что в некоторых местах Италии это техника была сохранена, в 14 веке этот вид искусства возродился и начал быстро распространяться.
Самый известный в тот период мастер этой техники практиковал в Тоскане. Благодаря ему техника маркетри получила развитие и стала называться - tarsia geometrica. От старой техники она отличалась тем, что вырезанный рисунок наклеивался сверху и покрывал всю поверхность изделия, а не вставлялся в предварительно вырезанные углубления.
Во времена правления венгерского короля Сигизмунда(1368-1437),при его дворе работали известные итальянские мастера маркетри Пелегрино ди Терму и Менетто Амманатини, которые имели тесную связь с Италией и могли развивать новую технику. Однако, после смерти этого монарха, настал период хаоса и деятельность этих мастеров сошла на нет.
15-й век.
В 15-ом веке, искусство маркетри было развито во многих итальянских городах, особенно во Флоренция. Основателем флорентийской школы маркетри, был Франческо ди Джованни ди Маттео.
Среди его последователей были братья Гуилиэно и Бенедетто да Маяно, Баччо и Пьеро Понтели, Доминико да Прато.
Работы этих мастеров маркетри и сегодня имеют огромную ценность и хранятся в музеях как редчайшие образцы данного вида искусства. В Лувре например, хранятся две великолепных панели из церкви Сан Бенедетто в Падуе.
Самым выдающимся представителем этой школы был Бенедетто да Маяно (14444-1496), который, как полагают, является основоположником современной техники маркетри. Действительно, да Маяно усовершенствовал процесс - tarsia geometrica и внес в искусство маркетри художественные эффекты и перспективу.
Определенный стиль, названный dammaianesque, назвали в честь этого мастера и его брата. Этот стиль состоит в значительной степени из геометрических фигур, формирующих декоративные границы изделия.
Итальянский живописец и историк, Вазари, так описал эту технику: "мастер выделялся в своей имитации перспективы, листьев и фантазий с помощью крашеного дерева".
Фактически, в 15-ом столетии, дерево начали окрашивать. Теперь любой мастер мог выполнять "картины", тогда как раньше, использовались только естественные цвета дерева. С этого момента техника художественного маркетри на время прекратила свое развитие. Но уже в начале 16-ого столетия Джованни да Верона работая с крашенным деревом, не только усовершенствовал диапазон цветов, но и создал эффект теней, используя для этого огонь или кислоту. Этот прием вошел как в ремесленное, так и в художественное маркетри под названием - обжиг.
Однако, приклеивание целого набора маркетри к основе, все еще представляло некоторую сложность для флорентийских мастеров.
Вот как описал это итальянский живописец и историк, Вазари, в краткой биографии ди Бенедетто да Маяно.
"Король Венгрии, Матиас 1, у которого работали флорентийские мастера, также пригласил Бенедетто да Маяно поработать у него. Мастер приехал и привез с собой в подарок монарху два изделия. Монарх был вне себя от радости. Но когда мастер стал разворачивать изделия в присутствии короля, то увидел, что влага, во время переезда по морю, проникла внутрь и до такой степени размягчила клей, что весь набор отклеился и рассыпался. Мастер был очень смущен таким оборотом дела на глазах всего двора. Тогда он взял и выкинул изделие к удовлетворению короля и придворных."
Среди его последователей были братья Гуилиэно и Бенедетто да Маяно, Баччо и Пьеро Понтели, Доминико да Прато.
Работы этих мастеров маркетри и сегодня имеют огромную ценность и хранятся в музеях как редчайшие образцы данного вида искусства. В Лувре например, хранятся две великолепных панели из церкви Сан Бенедетто в Падуе.
Самым выдающимся представителем этой школы был Бенедетто да Маяно (14444-1496), который, как полагают, является основоположником современной техники маркетри. Действительно, да Маяно усовершенствовал процесс - tarsia geometrica и внес в искусство маркетри художественные эффекты и перспективу.
Определенный стиль, названный dammaianesque, назвали в честь этого мастера и его брата. Этот стиль состоит в значительной степени из геометрических фигур, формирующих декоративные границы изделия.
Итальянский живописец и историк, Вазари, так описал эту технику: "мастер выделялся в своей имитации перспективы, листьев и фантазий с помощью крашеного дерева".
Фактически, в 15-ом столетии, дерево начали окрашивать. Теперь любой мастер мог выполнять "картины", тогда как раньше, использовались только естественные цвета дерева. С этого момента техника художественного маркетри на время прекратила свое развитие. Но уже в начале 16-ого столетия Джованни да Верона работая с крашенным деревом, не только усовершенствовал диапазон цветов, но и создал эффект теней, используя для этого огонь или кислоту. Этот прием вошел как в ремесленное, так и в художественное маркетри под названием - обжиг.
Однако, приклеивание целого набора маркетри к основе, все еще представляло некоторую сложность для флорентийских мастеров.
Вот как описал это итальянский живописец и историк, Вазари, в краткой биографии ди Бенедетто да Маяно.
"Король Венгрии, Матиас 1, у которого работали флорентийские мастера, также пригласил Бенедетто да Маяно поработать у него. Мастер приехал и привез с собой в подарок монарху два изделия. Монарх был вне себя от радости. Но когда мастер стал разворачивать изделия в присутствии короля, то увидел, что влага, во время переезда по морю, проникла внутрь и до такой степени размягчила клей, что весь набор отклеился и рассыпался. Мастер был очень смущен таким оборотом дела на глазах всего двора. Тогда он взял и выкинул изделие к удовлетворению короля и придворных."
Ренесанс.
Геометрическое маркетри особенно хорошо вписалось в 16 столетие, так как оно идеально подходило для того, чтобы подчеркнуть формы относящиеся к эпохе Возрождения.
Однако, метод создания такого маркетри, был очень сложен и трудоемок. Узоры вырубались стамеской. Наборы состояли из квадратов, прямоугольников, треугольников, многоугольников и звезд. Когда трудоемкое вырезание очень маленьких и однородных деталей набора стало утомительным, итальянские мастера маркетри изобрели метод, который ускорял эту операцию, сохраняя при этом идентичность деталей.
Итальянские мастера маркетри изобрели блочный метод создания маркетри, названный - tarsia toppo. Этот метод состоял в создании рисунка из реек, сложенных в блок. У этих блоков были различные геометрические формы. После того, как необходимый рисунок был собран в блок, этот блок склеивали, а затем разрезали на тонкие полоски и уже из этих полос собирали набор. С такими, готовыми эллементами, работа мастера маркетри становилась более легкой и быстрой.
Вместе с этим, в работах итальянских мастеров, начало развиваться и художественное содержание. В мотивах маркетри стали появляться здания, дороги, площади, внутренние дворы, галлереи и т.д. Это направление подхватили и мастера Германии.
Маркетристы Германии также создавали "картины", которые реалистично изображали балконы, арки и другие здания. Один из немецких мастеров, Ганс Крос, имевший сертификат короля маркетри, открыл в 1576 г. свой магазин в Париже.
Во Франции, волна популярности маркетри началась в конце 15-го столетия, во время правления Чарльза VIII, и продолжалась и при правлении Луи XII, и при Франциске I. Мастера декоративного инкрустированния из Венеции, Флоренции и Ближнего Востока, в это время были широко известны.
Во время правления Франциска I, целая артель итальянских маркетристов работала во Франции. В нее входил и известный мастер маркетри Жан Мишель ди Панталеони(умер в 1531 году), который был причислен ко двору, как личный маркетрист короля.
Вообще, в это время, маркетри широко распространяется по всему миру в форме tarsia certosina и tarsia geometrica. На Дальнем востоке получило широкое распространение художественная инкрустация перламутром. На Ближнем востоке и в исламском мире, получила широкое распространение смешенная инкрустация - перламутр и дерево.
Изобретение в 17 веке станка, для получения более тонкой фанеры(шпона), дало сильный импульс в развитии и широком распространении техники маркетри на Западе.
Однако, метод создания такого маркетри, был очень сложен и трудоемок. Узоры вырубались стамеской. Наборы состояли из квадратов, прямоугольников, треугольников, многоугольников и звезд. Когда трудоемкое вырезание очень маленьких и однородных деталей набора стало утомительным, итальянские мастера маркетри изобрели метод, который ускорял эту операцию, сохраняя при этом идентичность деталей.
Итальянские мастера маркетри изобрели блочный метод создания маркетри, названный - tarsia toppo. Этот метод состоял в создании рисунка из реек, сложенных в блок. У этих блоков были различные геометрические формы. После того, как необходимый рисунок был собран в блок, этот блок склеивали, а затем разрезали на тонкие полоски и уже из этих полос собирали набор. С такими, готовыми эллементами, работа мастера маркетри становилась более легкой и быстрой.
Вместе с этим, в работах итальянских мастеров, начало развиваться и художественное содержание. В мотивах маркетри стали появляться здания, дороги, площади, внутренние дворы, галлереи и т.д. Это направление подхватили и мастера Германии.
Маркетристы Германии также создавали "картины", которые реалистично изображали балконы, арки и другие здания. Один из немецких мастеров, Ганс Крос, имевший сертификат короля маркетри, открыл в 1576 г. свой магазин в Париже.
Во Франции, волна популярности маркетри началась в конце 15-го столетия, во время правления Чарльза VIII, и продолжалась и при правлении Луи XII, и при Франциске I. Мастера декоративного инкрустированния из Венеции, Флоренции и Ближнего Востока, в это время были широко известны.
Во время правления Франциска I, целая артель итальянских маркетристов работала во Франции. В нее входил и известный мастер маркетри Жан Мишель ди Панталеони(умер в 1531 году), который был причислен ко двору, как личный маркетрист короля.
Вообще, в это время, маркетри широко распространяется по всему миру в форме tarsia certosina и tarsia geometrica. На Дальнем востоке получило широкое распространение художественная инкрустация перламутром. На Ближнем востоке и в исламском мире, получила широкое распространение смешенная инкрустация - перламутр и дерево.
Изобретение в 17 веке станка, для получения более тонкой фанеры(шпона), дало сильный импульс в развитии и широком распространении техники маркетри на Западе.
17 век.
Приблизительно с 1620, в маркетри вновь появился итальянский стиль. Этот стиль отличало широкое применение арабески и более качественная стыковка различных эллементов набора. В Германии, примерно в это же время, произошло тоже заметное событие. Один из немецких мастеров изобрел новый метод, получивший название - tarsia incastro.
Этот метод заключался в следующем: два или три листа фанеры разных пород дерева, складывались вместе и обрезались острым ножом по линии рисунка. Затем, эти части собирались. Темные формы чередовались с более светлыми, тяжелые с более легкими, чтобы получить декоративные контрасты.
Эта техника была принята на вооружение и развита, несколько лет спустя, Андре-Чарльз Булем, известным мастером и поставщиком мебели королю Луи XIV. В середине 17-го века, маркетри опять входит в моду. Тогда же, много мастеров появилось во Франции. Несколько лучших мастеров работало непосредственно на короля. В их числе был и Жан Масе, который жил непосредственно в Лувре.
В 1667 году Колберта попросили учредить организацию, для объединения и поощрения художественных произведений. Он основал "Manufacture Royale des Gobelins" и назначил директором художника Лебруна.
Этот метод заключался в следующем: два или три листа фанеры разных пород дерева, складывались вместе и обрезались острым ножом по линии рисунка. Затем, эти части собирались. Темные формы чередовались с более светлыми, тяжелые с более легкими, чтобы получить декоративные контрасты.
Эта техника была принята на вооружение и развита, несколько лет спустя, Андре-Чарльз Булем, известным мастером и поставщиком мебели королю Луи XIV. В середине 17-го века, маркетри опять входит в моду. Тогда же, много мастеров появилось во Франции. Несколько лучших мастеров работало непосредственно на короля. В их числе был и Жан Масе, который жил непосредственно в Лувре.
В 1667 году Колберта попросили учредить организацию, для объединения и поощрения художественных произведений. Он основал "Manufacture Royale des Gobelins" и назначил директором художника Лебруна.
Буль.
Андре-Чарльз Буль (1642-1732) не был изобретателем техники, которая называется его именем. Эта техника уже была известна ранее и называлась tarsia incastro. Буль, однако, развил эту технику и придал ей отличительные черты, ввел новые материалы, тем самым вывев ее в отдельный стиль маркетри.
В своих работах, Буль использовал, как свои собственные рисунки, так и рисунки известных декораторов, Андрана, Гиллота и особенно Жана Берейна.
Буль, также был прекрасным скульптором, что позволяло ему мастерски сочетать его маркетри, с бронзовым литьем.
Эта группа мастеров, работающих в тесном сотрудничестве, создала красивейшие произведения искусства.
К сожалению, эта красивейшая мебель очень быстро приходила в упадок(примерно каждые 3-5 лет ей требовалась серьезная реставрация), поскольку металл имел тенденцию отслаиваться от основы.
Наборы же, набранные из разных пород дерева, с разной текстурой, фактурой, цветом и называемые живописью из дерева или, художественным маркетри, оказались очень долговечными и стойкими к воздействию окружающей среды.
И когда Буль понял, и в совершенстве овладел многохромностью древесины(1720 г.), он отказался от использования, каких-либо других материалов, в своих наборах маркетри, кроме дерева. Хотя его сыновья продолжали использовать, его первоначальный метод.
В своих работах, Буль использовал, как свои собственные рисунки, так и рисунки известных декораторов, Андрана, Гиллота и особенно Жана Берейна.
Буль, также был прекрасным скульптором, что позволяло ему мастерски сочетать его маркетри, с бронзовым литьем.
Эта группа мастеров, работающих в тесном сотрудничестве, создала красивейшие произведения искусства.
К сожалению, эта красивейшая мебель очень быстро приходила в упадок(примерно каждые 3-5 лет ей требовалась серьезная реставрация), поскольку металл имел тенденцию отслаиваться от основы.
Наборы же, набранные из разных пород дерева, с разной текстурой, фактурой, цветом и называемые живописью из дерева или, художественным маркетри, оказались очень долговечными и стойкими к воздействию окружающей среды.
И когда Буль понял, и в совершенстве овладел многохромностью древесины(1720 г.), он отказался от использования, каких-либо других материалов, в своих наборах маркетри, кроме дерева. Хотя его сыновья продолжали использовать, его первоначальный метод.
Современность или наши дни.
Итак, родоначальником художественного марктери по праву считается Андре-Чарльз Буль (1642-1732).
________________________________________________________
Изобразительное искусство в стиле джазовой импровизации.
Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.
Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Поэтому неудивительно, что трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на уникальные картины мастера Д.Шурша.
Древесина – материал, обладающий волокнистым строением.
Цвет определяется спектральным составом светового потока, отражаемого древесиной.
Блеск древесины – это ее способность направленно отражать поток света.
Если поверхность матовая и имеет однородную шероховатость, она будет рассеивать отраженный свет, чистые срезы, направленные вдоль волокон, отражают свет, в то время как срезы, пересекающие волокна, рассеивают его.
На подчеркивании текстуры, фактуры и цветовой гаммы древесины могут быть построены замечательные и уникальные художественные решения.
Каждому из нас знакомо чувство, вызываемое подчас рассматриванием картин. Некоторые из них просто приковывают взгляд и заставляют попытаться понять причины возникающих ассоциаций. Если такое происходит, значит, автору удалось задуманное.
Цель настоящей статьи - дать представление о малоизученных, не публиковавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях уникальных произведениях музейного уровня - картинного маркетри мастера Д.Шурша. В руках мастера эта древнее искусство получило новое дыхание и новое прочтение.
Его уникальное творчество еще недостаточно исследовано искусствоведами. В картинах мастера можно видеть самые разнообразные пластические приемы и стилевые решения – реалистические, импрессионистические, декоративные…. Уникальность и сложность данной техники заключается еще и в том, что картины выполнены из дерева, при этом краски не используются вообще, все цвета это натуральные цвета дерева. На создание одной картины требуется как минимум год времени. Эти уникальные картины состоят из сотен, а порой из тысяч маленьких кусочков дерева различных пород.
Несомненно, что более углубленное изучение работ Д.Шурша искусствоведами позволит раскрыть значение данной школы маркетри в ином историческом и художественном формате.
Первое, что поражает зрителя в работах этого мастера — качество цвета, его энергетическая активность. В самой манере трактовки данного вида искусства подкупает особая целостность, стержень которой — эстетический императив красоты.Погружаясь в пространство картин, созданных мастером, мы открываем в них прежде всего отношения цвета — то ярко сияющего, то приглушенного, но всегда приведенного к гармонии. Вместе с тем и сюжет не лишается своего традиционного значения.
Виртуозно владея материалом и цветом, мастер придает своим картинам магическую целостность и создает уникальное ощущение единения с живой природой. Материал и цвет превращают эти картины в праздничное зрелище, устроенное наперекор прозе и злобе дня. Оно существует как подарок, и длится, неся с собой легкое чувство освобождения от будничных тревог, тягот и сует…Работы Д.Шурша заставляют вспомнить известное высказывание Пикассо о том, что художнику свойственно видеть мир «восторженными глазами ребенка, делающего первые открытия». Именно острота и свежесть взгляда на казалось бы обычный и привычный материал - дерево и составляют очарование произведений мастера… Вечным, неиссякаемым источником красоты предстает в картинах Д.Шурша природа: ее образы величественны и празднично-нарядны. В своей оригинальной манере мастер достигает замечательной виртуозности.
Эмоциональная сила картин Д.Шурша концентрируется также и в фактурных особенностях его работ. В движении фактуры, в ритме мельчайших деталей есть своя уникальная красота сложных перемен поверхности. Плотная кладка, мерцание цвета и света раскрывают драгоценную материальную структуру деревянной мозаики.
Техника, в которой мастер создает картины можно разделить на две части: первая, в традициях собственно европейской культуры, и вторая, в которой мастер утверждает и показывает зрителю безграничный эстетический смысл дерева, и стремится соединить язык современного искусства со стилистикой самой природы. Смело можно сказать, что картинное маркетри Д.Шурша живет в стиле джазовой импровизации. Предметный мотив, как мелодическая тема, живописно аранжируется широкими динамичными движениями резца мастера. Экспрессивная энергия ярко выявляет декоративную выразительность цвета.
При таком подходе передача образов отличается яркой характерностью и индивидуальностью. Мастер виртуозно передает внутренний мир и психологические особенности как сюжета, так и используемого материала.
Работы мастера Д.Шурша, свидетельствуют о творческом потенциале их автора, по новому, ярко проявляющимся в каждой картине. Эти уникальные картины отражают стиль мастера, выбранный им на первых этапах творческого пути. Тонкое природное чувство колорита и ритма форм дали возможность Д.Шурша проявить неординарные художественные решения. В этих работах прослеживается освоение мастером новых художественно пластических принципов, решение пространства картины в уникальном колористическом ключе. Несомненно, что экспонирование этих картин позволят по-новому оценить огромный вклад мастера не только в сокровищницу национального, но всего мирового искусства XX в
Искусствовед - реставратор
Изобразительное искусство в стиле джазовой импровизации.
Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.
Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Поэтому неудивительно, что трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на уникальные картины мастера Д.Шурша.
Древесина – материал, обладающий волокнистым строением.
Цвет определяется спектральным составом светового потока, отражаемого древесиной.
Блеск древесины – это ее способность направленно отражать поток света.
Если поверхность матовая и имеет однородную шероховатость, она будет рассеивать отраженный свет, чистые срезы, направленные вдоль волокон, отражают свет, в то время как срезы, пересекающие волокна, рассеивают его.
На подчеркивании текстуры, фактуры и цветовой гаммы древесины могут быть построены замечательные и уникальные художественные решения.
Каждому из нас знакомо чувство, вызываемое подчас рассматриванием картин. Некоторые из них просто приковывают взгляд и заставляют попытаться понять причины возникающих ассоциаций. Если такое происходит, значит, автору удалось задуманное.
Цель настоящей статьи - дать представление о малоизученных, не публиковавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях уникальных произведениях музейного уровня - картинного маркетри мастера Д.Шурша. В руках мастера эта древнее искусство получило новое дыхание и новое прочтение.
Его уникальное творчество еще недостаточно исследовано искусствоведами. В картинах мастера можно видеть самые разнообразные пластические приемы и стилевые решения – реалистические, импрессионистические, декоративные…. Уникальность и сложность данной техники заключается еще и в том, что картины выполнены из дерева, при этом краски не используются вообще, все цвета это натуральные цвета дерева. На создание одной картины требуется как минимум год времени. Эти уникальные картины состоят из сотен, а порой из тысяч маленьких кусочков дерева различных пород.
Несомненно, что более углубленное изучение работ Д.Шурша искусствоведами позволит раскрыть значение данной школы маркетри в ином историческом и художественном формате.
Первое, что поражает зрителя в работах этого мастера — качество цвета, его энергетическая активность. В самой манере трактовки данного вида искусства подкупает особая целостность, стержень которой — эстетический императив красоты.Погружаясь в пространство картин, созданных мастером, мы открываем в них прежде всего отношения цвета — то ярко сияющего, то приглушенного, но всегда приведенного к гармонии. Вместе с тем и сюжет не лишается своего традиционного значения.
Виртуозно владея материалом и цветом, мастер придает своим картинам магическую целостность и создает уникальное ощущение единения с живой природой. Материал и цвет превращают эти картины в праздничное зрелище, устроенное наперекор прозе и злобе дня. Оно существует как подарок, и длится, неся с собой легкое чувство освобождения от будничных тревог, тягот и сует…Работы Д.Шурша заставляют вспомнить известное высказывание Пикассо о том, что художнику свойственно видеть мир «восторженными глазами ребенка, делающего первые открытия». Именно острота и свежесть взгляда на казалось бы обычный и привычный материал - дерево и составляют очарование произведений мастера… Вечным, неиссякаемым источником красоты предстает в картинах Д.Шурша природа: ее образы величественны и празднично-нарядны. В своей оригинальной манере мастер достигает замечательной виртуозности.
Эмоциональная сила картин Д.Шурша концентрируется также и в фактурных особенностях его работ. В движении фактуры, в ритме мельчайших деталей есть своя уникальная красота сложных перемен поверхности. Плотная кладка, мерцание цвета и света раскрывают драгоценную материальную структуру деревянной мозаики.
Техника, в которой мастер создает картины можно разделить на две части: первая, в традициях собственно европейской культуры, и вторая, в которой мастер утверждает и показывает зрителю безграничный эстетический смысл дерева, и стремится соединить язык современного искусства со стилистикой самой природы. Смело можно сказать, что картинное маркетри Д.Шурша живет в стиле джазовой импровизации. Предметный мотив, как мелодическая тема, живописно аранжируется широкими динамичными движениями резца мастера. Экспрессивная энергия ярко выявляет декоративную выразительность цвета.
При таком подходе передача образов отличается яркой характерностью и индивидуальностью. Мастер виртуозно передает внутренний мир и психологические особенности как сюжета, так и используемого материала.
Работы мастера Д.Шурша, свидетельствуют о творческом потенциале их автора, по новому, ярко проявляющимся в каждой картине. Эти уникальные картины отражают стиль мастера, выбранный им на первых этапах творческого пути. Тонкое природное чувство колорита и ритма форм дали возможность Д.Шурша проявить неординарные художественные решения. В этих работах прослеживается освоение мастером новых художественно пластических принципов, решение пространства картины в уникальном колористическом ключе. Несомненно, что экспонирование этих картин позволят по-новому оценить огромный вклад мастера не только в сокровищницу национального, но всего мирового искусства XX в
Искусствовед - реставратор
Комментариев нет:
Отправить комментарий